История русского изразца
Изразцовая печь Теремного дворца. Тронная горница. |
Первые изразцы для каминов и печей в России появились в конце XV века в начале XVI века. Они выглядели как керамические плитки, на лицевой стороне которых был орнаментальный объёмный узор, а на тыльной стороне была неглубокая коробка – румпа, которая являлась элементом крепления к кладке печи или камина.
Также румпа придавала плитке дополнительную прочность и повышала теплоёмкость печи или камина. Наличие румпы на изразце отличало его от плитки, которая применялась для фасадной облицовки.
В XVI веке началось более широкое производство изразцов. Их формовали в деревянных формах методом «набивки» по аналогии приготовления русских пряников. Изготавливали изразцы из красной глины.
Красный печной изразец, конец XVI - начало XVII |
В начале XVII века появился новый вид изразцов – муравленые. Данные изразцы покрывались зелёной глазурью и изготавливались из светлых с сероватым оттенком глин и имели квадратные формы.
К концу XVII века они были вытеснены многоцветными изразцами с орнаментами, на внешний вид которых повлияло западное искусство.
Печной изразец муравленный из Новодевичьего монастыря. |
Лучшие гончарных дел мастера стали состоять на службе при царском дворе и называться «дворцовыми ценинных дел мастерами».
В XVIII веке при правлении Петра 1 было открыто новое перспективное направление в изразцовом искусстве. Появились первые гладкие живописные изразцы. Русские мастера позаимствовали иноземную, более совершенную технику, но не ушли от устоявшихся русских традиций.
Изразцовая печь Теремного дворца. Передняя. |
В печных изразцах можно видеть сдержанную цветовую гамму, роспись в виде русских пейзажей и многообразие сюжетов. К концу века изразцовые печи стали главным украшением интерьера. В росписи изразцов преобладало многоцветное изображение цветов, букетов, птиц. Изразцовые печи стали украшением интерьеров царских парадных, трапезных палат, княжеских теремов, храмов. Они создавали красочные цветовые акценты, придавали живописность и праздничность.
В XIX веке появились фарфоровые, изразцовые и фаянцевые заводы. Одновременно с ними развивались и индивидуальные мастерские. Художники и керамисты были заинтересованы изразцовым искусством и создавали новые технологии глазурования и обжига. В это время создалось много интересных живописных произведений изразцового искусства. Печи и камины, облицованные расписными изразцами, стали главным и необходимым элементом русского быта.
Изразцовая печь дворец Меньшикова. |
После революции изразцовое искусство, как и многие другие виды искусства, претерпело множество изменений. Оно было подвергнуто влиянию таких направлений как конструктивизм, модернизм, соцреализм. В росписи изразцов можно видеть сюжеты людей труда, природы без художественных изысков и сложностей. В этот период времени производство изразцов существенно сократилось.
В XX веке началось возрождение изразцового искусства. По сегодняшний день современные талантливые художники керамисты работают над новыми элементами изразцов, переносят богатство своей творческой фантазии на внешний вид изразцов.
Изразцы и сейчас не утратили ни своего изысканного внешнего вида, ни качества, они красивы, надёжны и долговечны.
Многие владельцы современных домов украшают их изразцовыми каминами и печами, придавая интерьеру индивидуальность, изысканность и русскую самобытность.
Изразцовое искусство имеет многовековую историю и отличается глубокой народностью.