8 495 998 55 29

8 926 392 80 68

История русского изразца

Изразцовая печь Теремного дворца. Тронная горница.
Изразцовая печь Теремного дворца. Тронная горница.

Первые изразцы для каминов и печей в России появились в конце XV века в начале XVI века. Они выглядели как керамические плитки, на лицевой стороне которых был орнаментальный объёмный узор, а на тыльной стороне была неглубокая коробка – румпа, которая являлась элементом крепления к кладке печи или камина.

Также румпа придавала плитке дополнительную прочность и повышала теплоёмкость печи или камина. Наличие румпы на изразце отличало его от плитки, которая применялась для фасадной облицовки.

В XVI веке началось более широкое производство изразцов. Их формовали в деревянных формах методом «набивки» по аналогии приготовления русских пряников. Изготавливали изразцы из красной глины.

Красный печной изразец, конец XVI - начало XVII Красный печной изразец, конец XVI - начало XVII Красный печной изразец, конец XVI - начало XVII
Красный печной изразец, конец XVI - начало XVII

В начале XVII века появился новый вид изразцов – муравленые. Данные изразцы покрывались зелёной глазурью и изготавливались из светлых с сероватым оттенком глин и имели квадратные формы.

К концу XVII века они были вытеснены многоцветными изразцами с орнаментами, на внешний вид которых повлияло западное искусство.

Печной изразец муравленный из Новодевичьего монастыря. Печной изразец муравленный из Новодевичьего монастыря.
Печной изразец муравленный из Новодевичьего монастыря.

Лучшие гончарных дел мастера стали состоять на службе при царском дворе и называться «дворцовыми ценинных дел мастерами».

В XVIII веке при правлении Петра 1 было открыто новое перспективное направление в изразцовом искусстве. Появились первые гладкие живописные изразцы. Русские мастера позаимствовали иноземную, более совершенную технику, но не ушли от устоявшихся русских традиций.

Изразцовая печь Теремного дворца. Передняя.
Изразцовая печь Теремного дворца. Передняя.

В печных изразцах можно видеть сдержанную цветовую гамму, роспись в виде русских пейзажей и многообразие сюжетов. К концу века изразцовые печи стали главным украшением интерьера. В росписи изразцов преобладало многоцветное изображение цветов, букетов, птиц. Изразцовые печи стали украшением интерьеров царских парадных, трапезных палат, княжеских теремов, храмов. Они создавали красочные цветовые акценты, придавали живописность и праздничность.

В XIX веке появились фарфоровые, изразцовые и фаянцевые заводы. Одновременно с ними развивались и индивидуальные мастерские. Художники и керамисты были заинтересованы изразцовым искусством и создавали новые технологии глазурования и обжига. В это время создалось много интересных живописных произведений изразцового искусства. Печи и камины, облицованные расписными изразцами, стали главным и необходимым элементом русского быта.

Изразцовая печь дворец Меньшикова
Изразцовая печь дворец Меньшикова.

После революции изразцовое искусство, как и многие другие виды искусства, претерпело множество изменений. Оно было подвергнуто влиянию таких направлений как конструктивизм, модернизм, соцреализм. В росписи изразцов можно видеть сюжеты людей труда, природы без художественных изысков и сложностей. В этот период времени производство изразцов существенно сократилось.

В XX веке началось возрождение изразцового искусства. По сегодняшний день современные талантливые художники керамисты работают над новыми элементами изразцов, переносят богатство своей творческой фантазии на внешний вид изразцов.

Изразцы и сейчас не утратили ни своего изысканного внешнего вида, ни качества, они красивы, надёжны и долговечны.

Многие владельцы современных домов украшают их изразцовыми каминами и печами, придавая интерьеру индивидуальность, изысканность и русскую самобытность.

Изразцовое искусство имеет многовековую историю и отличается глубокой народностью.

Свяжитесь с нами

Опытные мастера ответят на все ваши вопросы

Отправить